Кредиты
15.06.2012

На разрыве

Российские банки вынуждены существовать в двух параллельных вселенных. Одной ногой они стоят на базе высоких информационных технологий, а другой – пытаются не увязнуть в трясине финансовой неграмотности.

Если задуматься, то мы живем в уникальное время и в особенной стране. Контрасты, например, в сфере использования финансовых услуг, у нас такие, что кружится голова. Множество россиян не в курсе, какие существуют кредитные организации, но на этом фоне только тысячи пользуются современными продвинутыми сервисами вроде интернет-банка. Кредитные организации тратят миллионы на создание высокотехнологичных услуг для сравнительного небольшого числа пользователей. Однако огромное количество российских граждан никогда не заходили в банк и вообще плохо понимают, зачем это нужно. Даже те, у кого есть карта, часто не в способны ею расплатиться не то что в Интернете, но даже в обычном продуктовом магазине и лишь снимают наличные с банкоматов.

Всероссийские опросы, проведенные Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), последние 5 лет показывают удручающую картину. Люди, когда их спрашивают, какие они банки знают, просто не могут вспомнить никаких других кредитных организаций, кроме Сбербанка. Даже такие крупные банки как Россельхозбанк, Банк Москвы, «Уралсиб», Росбанк, «Русский Стандарт», Газпромбанк, «Хоум кредит» самостоятельно назвали менее двух сотен из 1600 опрошенных из 140 населенных пунктов 42 регионов России.

Причем Сбербанк без подсказок вспомнили не все, а лишь 89%. Значит, приблизительно каждый десятый участник опроса ископаемый троглодит, раз таких элементарных вещей не знает? Нет, это слишком много, чтобы быть правдой. Ведь даже с подсказками примерно лишь половина опрошенных вспоминает название банков из первой десятки. Самое пикантное в этом исследовании то, что с годами опрошенные называть больше банков не стали. Если исключить ВТБ 24, то за прошедшие пять лет рост известности кредитных организаций измеряется несколькими процентами, и то так повезло не всем организациям, про кого спрашивали испытуемых НАФИ.

Получается, что все инновационные потуги банков пока сконцентрированы на узкой, как талия манекенщицы, группе потребителей. Конечно, эта ниша расширяется, но черепашьими шагами. По исследованиям и опросам за последние 10 лет доля частных пользователей высокотехнологичных услуг банков не может никак разрастись заметно больше пресловутых пары процентов. Это ясно показывает, что в массе россияне не могут или не хотят осваивать дистанционные банковские сервисы, несмотря на все их преимущества.

Мне кажется, что препятствует этому в первую очередь бедность. Многие просто не могут позволить себе купить компьютер и платить за Интернет. Прибавьте сюда банальное отсутствие возможности подключиться к глобальной сети, что характерно для российской глубинки. Ну, а теперь уже можно вспомнить про куда менее значимую, но почему-то сильно популяризованную причину низкой вовлеченности населения в пользование дистанционными банковскими услугами – финансовую неграмотность.

Если бы россиянам дали возможность, то они обязательно научились бы пользоваться высокотехнологичными банковскими сервисами. Я наблюдала, как люди преклонного возраста за пару месяцев осваивали компьютер и Интернет, даже расплачивались банковской картой в глобальной сети. Дайте людям шанс заработать на компьютер, и они освоят передовые сервисы.

Я не верю в неспособность россиян повысить свою финансовую грамотность. На это специально нам намекают, чтобы спрятать неприглядную правду: людям не дает шагнуть в век высоких технологий и удобных банковских сервисов бедность. Поэтому, когда вижу длинные очереди перед кассами на московских вокзалах, то становится грустно и стыдно. Ведь я сама давно уже не покупаю билеты в кассах, а приобретаю их через Интернет, расплачиваясь банковской картой, – быстро, удобно, комфортно.

А пассажиры, часто уставшие с дороги, потому что делают в Москве пересадку, изнемогают часами в очереди. Они десятки раз поднимают и перетаскивают свой багаж, когда очередь продвигается. Ведь если оставить на вокзале вещи без присмотра, то, по старой советской традиции, им приделают ноги. Камера хранения тоже не выход, если при покупке билета окажется, что твой поезд отходит через 5 минут. Особенно жалко детей, которые не могут отойти от родителей, поэтому устраивают истерики и рыдают прямо там, в унылой очереди. Когда, наконец, страдальцы подходят к вожделенному окошечку, то из недр кабины им хамит задерганный кассир.

Самоуверенный молодой пользователь Интернета назовет этих людей баранами. Дескать, сами виноваты, пусть толпятся в стаде, раз не могут научиться покупать билеты через Интернет. Однако мне томящихся в очереди искренне жаль. Они мучаются не по собственной воле, а от безысходности. Будь у этих людей возможность, то они обязательно освоили бы покупку билетов через Интернет. Но у них нет денег на компьютер, нет Интернета, нет достойного преподавателя или хотя бы просто знакомого, чтобы мог обучить. Нет вообще никого, кто бы хотел помочь. Этакий жестокий естественный отбор: есть компьютер – ты современный человек, нет – баран.

Впрочем, проблемы есть даже у той немногочисленной группы, что все-таки пользуется дистанционным банковским обслуживанием. Средства со счетов крадут миллионами, а банки далеко не всегда могут их вернуть. Правоохранительные органы тоже не рвутся расследовать такие преступления. Вот и приходится пострадавшим выкручиваться самим и за свои средства нанимать специалистов. Впрочем, на это сил и времени хватает пока в основном лишь у корпоративных клиентов. Хотя и им далеко не всегда удается хоть чего-то добиться.

Раскрытие киберпреступлений не поставлено на поток, а носит чуть ли не разовый характер. Поэтому каждое дело подается с помпой. Пугают большие суммы ущерба в сотни миллионов рублей и длительные сроки, в течение которых преступники орудовали безнаказанно. На днях начался суд по делу о похищении из Сбербанка 200 млн. рублей. Не удивительно, что сумма такая большая, ведь преступная группировка орудовала в течение всего позапрошлого и прошлого года. Схема была не такой уж сложной. В компьютеры жертв запускалась программа, которая переводила деньги на счета злоумышленников.

Конечно, по официальным комментариям преступники были очень изворотливыми, поэтому их так долго не удавалось задержать. Однако такой комментарий наводит скорее на мысли о неповоротливости полицейских. Эксперты считают, что в органах сейчас хронически не хватает грамотных борцов с киберпреступниками. А преступлений, наоборот, за прошедший год стало в два раза больше.

С одной стороны – вопиющая бедность и неграмотность, а с другой – неконтролируемая киберпреступность. Действительно, это напоминает разные миры, разделенные веками, или параллельные вселенные. Очень странно наблюдать их одновременно в одной и той же стране. Когда-нибудь эти вселенные сблизятся и перестанут быть такими далекими. Найдется ли место нынешним банкам в этом новом мире – зависит от них. В любом случае, те банкиры, которые продолжают делать вид, что проблемы россиян (будь то отсталая бедность или передовая киберпреступность) их не волнуют, в итоге останутся без клиентов.

Наталья Логвинова, Bankir.ru

«Кредит Банк 24»
© 2008 — 2021
p